С семи лет Алексантери Ахола, избравший псевдоним Вало, что означает «свет», вел дневники. В этих тетрадях нашли отражения события в дореволюционной Вырице и Петрограде, опыт службы на фронтах Гражданской войны. Среди первых находок - жесткое фото с жертвами похода на Варшаву и письмо к Надежде Крупской, из которого следует, что художник получил работу в Москве благодаря протекции супруги вождя.
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/18966/ Из дневников Ахола-Вало
"Встречали утром в 9 час. 18 мин. поезд. Прибыли представители Академии Наук под предводительством Каракчеева Семёна Юрьевича: Вавилов Алексей Викторович – академик по вопросам утверждения школьных программ, Аркадий Аверченко – литературовед, Роман Борисович Апполонский – сценическое искусство, а ещё Самсонов – по вопросам медицины. Их было всего четыре представителя, а нас, встречающих, девять человек – весь состав правления школы Самодеятельности Вырицы."
http://www.delphis.ru/journal/article/iz-dnevnikov-akhola-valo Сразу возникает вопрос о каком здании пишет он?
"мы пришли к зданию комбината одновременно с подводой с багажом. Гостей поместили при вестибюле в студенческих помещениях, как мы называем интернат-комнаты."
"В комнатках была удобная мебель нашего собственного производства. В школьной столовой был накрыт праздничный стол, и гости были довольны всем, что видели и чем пользовались. Они не все поверили, что дети и подростки всё это построили. Хорошо, что Нестор успел приготовить нужное количество складных стульев для конференц-зала. После завтрака гости знакомились с внутренней архитектурой комбината. Их сопровождали сёстры Ольшамовские, Аксана Завьялова и другие девушки объясняли всем кто что делал, остальные записывали, а Ира всё время стенографировала."
"Самсонов показал часть госпиталя и описал подробности строительства. Через три часа обхода всего комбината гости пошли по своим комнатам на отдых. А мы готовили всё для вечерней программы. Весь вечер провели в конференц-зале. Осмотрели художественную выставку и рассказали о деятельности по нашей программе: о строительстве комбината, кто что делал и какое количество участвовало детей-строителей, а что было сделано взрослыми специалистами.
Гостей удивляло то, что всё архитектурное проектирование полностью было сделано не взрослыми. Меня выставляли всё время как зачинщика. Удивлению не было конца, а мне казалось, что тут ничего удивительного. Надо только внимательно подумать и лучше о будущем. Наш строительный состав был полностью представлен, не хватало только Пайтсу и Куоса.
Взрослые специалисты были представлены, кроме мобилизованных на войну, землекопы и водопроводчики. Им особенно понравился вестибюль с фонтаном и лестничная клетка. Они любовались видом природы. Для них всё так оригинально. Им понравилась архитектура большого здания, внешняя и внутренняя, а также Дом театра. В саду и огороде начнут посевные работы сразу после Пасхи. Об архитектуре докладывал Нестор. Он подчёркивал трудности, которые были и будут из-за войны, но мы их одолеем ."
--
Дарья Чинарёва